Форум

Как повысить интерес учащихся к изучению родного края?

«Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький посёлок где-нибудь в тундре.«Малая» родина даёт нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Она способна исправить ошибки родительского воспитания. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из неё и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями… Потому что «малая» родина – это не только природа в деревне и история в городе, но ещё и человеческие взаимоотношения, уклад жизни и традиции живущих. Это «родимые» пятна каждого человека…»                                                                      

                                                                                                     Валентин Распутин («Чувство Родины» 1. с. 227


 Слова Валентина Распутина о роли родного края в становлении личности, как никогда  актуальны, поскольку в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального и общего образования, идея сохранения и развития культуры нашей страны является приоритетной в современной школе. Требования к изучению  краеведения сформулированы следующим образом: «понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; формирование уважительного отношения к своей стране, родному краю, своей семье, культуре, истории и современной жизни».   Краеведение   призвано воспитать в человеке чувства национального самосознания, собственного достоинства, положительных качеств личности.


Уважаемые коллеги, приглашаю к обсуждению вопроса: "Как повысить интерес учащихся к изучению родного края?"


Лобанова Светлана Ивановна

К сказанному коллегами хочу добавить:"Повысить интерес учащихся к изучению родного края можно через в встречи с его жителями. Наглядный тому пример - это встречи учеников нашей школы с интересными людьми
нашего поселка."

Комментировать
Нечаева Валентина Ивановна

Светлана Ивановна, согласна с Вами, встречи с интерсными жителями родного района будут полезны обучающимся. Учащимся интересны встречи с ветеранами труда, боевых действий, знакоство с населением, занятым в разных отраслях промышленности и сельского хозяйства!

Тарбеева Вера Павловна

Я полностью согласна с предыдущими комментариями. Во-первых, роль семьи в воспитании ребенка очень велика. Именно родители должны прививать своим детям любовь к себе, родным, природе, родному краю. Я благодарна своим родителям за эту любовь. С детства помню любимые места своей малой родины: это речка, где мы часто купались, ловили рыбу, плавали на самодельный плотах и просто, любовалась этой чарующей красотой, это лесные опушки, куда бегали собирать первые весенние цветы, это люди, с их привычками, выражениями. Мне, порой, не хватает всего этого.
Во-вторых, познавательная деятельнность способствует приобретению новых знаний, открытий, вызывает интерес к изучению родного края. Но ребенок должен сам захотеть познавать, узнавать что-то новое. Или это история родного края, или это растения и животные, или традиции, помыслы населения.
В-третьих, конечно же, путешествия, походы, экспедиции, экскурсии, которые воспитывают ответственное отношение и интерес к своему краю, своей стране. Все эти мероприятия должны быть целевыми, а не просто, провести время.
В-четвертых, собственный пример взрослых, их неравнодушное отношение к природе, людям, родному краю. А у нас порой, бросают бумажки, ломают ветви деревьев, срывают посаженные цветы, и люди, проходя мимо, остаются равнодушными к этим поступкам. Каждый человек не должен быть равнодушным к людям, которые его окружают, маленькому цветку, пугливому зверьку и т.д.
Может, тогда появится интерес к изучению родного края.

Комментировать
Нечаева Валентина Ивановна

Вера Павловна, мне всомнились строки из стихотворения Себастьяна Бранта: "Ребёнок учится тому,что видит у себя в дому, родители пример ему...". Я, как и Вы, любовь к родному краю питаю с раннего детства. Как и вы помню уголки природы, которые дороги по сегодняшний день. Всё было интересно: природа, люди, деятельность людей... А ещё я помню, как наш учитель биологии и географии проводила экскурсии по родному краю, на которых знакомила с природой, помогала нам увидеть то, что мы не видели раньше.

Максимова Светлана Юрьевна

"Берегите эти земли, эти воды, даже малую былиночку любя.Берегите всех зверей внутри природы, убивайте лишь зверей внутри себя!" Эти слова принадлежат поэту Е. Евтушенко. Проще не скажешь, как в четырёх строчках Е. Евтушенко выразил любовь к родному краю, любовь к Родине. Только собственным примером взрослые могут привить бережное отношение к природе, к родному краю. Это элементарные правила: не рви цветы на клумбе, не бросай мусор в неположенном месте, не жги костры, не обижай животных и т.д. Необходимо научить детей видеть прекрасное, а это большой каждодневный труд. Это и экскурсии, и походы, и экспедиции, о чём уже писали коллеги. И тогда интерес по изучению родного края будет!

Комментировать
Нечаева Валентина Ивановна

Светлана Юрьевна, согласна с Вами, пример взрослых имеет немаловажное значение в
формировании экологической культуры. Ребёнок, умеющий бережно относиться к природе, острее чувтвует красоту окружающего мира и потребность в его познании!

Кутузова Светлана Николаевна

Истиный интерес рождается прикосновением к родному и истиной любовью к нему. Значит, надо хорошо знать свой край, чтобы его понимать и ценить, чтобы не сметь предать его, чтобы всегда тянуло к нему... А ещё лучше не предавать его, чтобы "где родился, там и пригодился". Надо преобразовывать свою малую родину. Именно познавательно-созидательная деятельность несёт любовь, интерес, счастье!
Путешествия,походы, встречи с людьми, узнавание от старшего поколения истории края и его уже ушедших в мир иной людей, совсем не обязательно, знаменитых... Можно и нужно гордиться всеми людьми, которые поднимали и прославляли наш край. И дела, дела, дела!!!

Комментировать
Нечаева Валентина Ивановна

Светлана Николаевна, я Вас считаю истинным патриотом родного края. Вы пишите словами русской пословицы: «Где родился, там и пригодился» Наверное, Вам судьбой предопределено посвятить родной земле всю свою жизнь. Своим многолетним трудом Вы способствовали процветанию своей малой родины. Спасибо!

Молодкина Ирина Леонидовна

"Иваны, родства не помнящие..." - это страшно. Поэтому считаю важной работу по изучению родного края. Мне кажется, что важно найти сферу, которая окажется интересной каждому учащемуся. Кто - то заинтересуется историей, кто - то биографиями земляков, третьим интересна биология... Важно, чтоб эта работа не была формальной, а была построена на деятельности, особенно здорово, если к детским проектам проявят интерес их родные.

Комментировать
Нечаева Валентина Ивановна

Ирина Леонидовна, соглашусь с Вами, роль семьи значительна в воспитании человека, неравнодушного к своим истокам, семье, родине, народу.

Федорец Ольга Ивановна

Как повысить интерес учащихся к изучению родного края?" Походы, походы и еще раз походы по родным местам. Причем походы многодневные, экспедиции, с выполнением заданий.

Комментировать
Нечаева Валентина Ивановна

Ольга Ивановна, полностью с Вами согласна. Походы, экспедиции, цель которых - изучить природу, население, хозяйственную деятельность, без сомнения, воспитывают ответственное отношение и интерес к своему краю. Но в большинстве случаев учащиеся отправляются в однодневные походы с другой целью: отдохнуть на природе!

Соболева Татьяна Александровна

Ольга Ивановна, я соглашусь с Вами. Я бы еще добавила такую инновационную технологию, как квест